На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЧЖУД-ШИ

«Чжуд-ши» — классический источник тибетской медицины, в котором собран многовековой опыт тибетских лекарей, использовавших в своей практике достижения медицинских систем Индии, Китая и других стран. Излагаются основные положения тибетской медицины, представлены теоретические установки и лекарственное сырье.

Впервые на русском языке описаны методы диагностики, технология приготовления лекарственных форм, способы назначения и техника проведения различных процедур. Во вступительной статье дан краткий обзор истории тибетской медицины, освещена проблема авторства трактата.
Книга представляет интерес для исследователей истории культуры и медицины, а также филологов, философов, этнографов.

Это большой труд,
представлю лишь часть из одной очень важной главы:

ГЛАВА 13. ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Затем риши Маносиджи произнес такие слова!
О великий риши Видьяджняна, хорошо.
Как выучить нам место об образе жизни?
Пусть исцелитель Бхайшаджья-гуру расскажет.
Учитель ответил:
О великий риши, слушай!
В изучении места об образе жизни,
который является противником болезней и средством
их лечения,
есть три (темы): ежедневный образ жизни сезонный и
(советы на) отдельные случаи.
Деяния, которые творятся изо дня в день,—
это жизнь, мирские дхармы и дхармы возвышенные.
Сначала о деяниях, связанных с сохранением жизни.
Если хочешь жить в покое и жизнь удлинить,
носи лекарства, драгоценности и заклинания-дхаранив.
Помни о двух причинах, поднимающих болезни,
и избегай их.
Содержи в чистоте тело, язык и душу, гони от них
грехи.
Язык и прочие органы не перенапрягай, но и не
распускай.

Не садись в ненадежную лодку и на непослушного
коня.
Избегай тех мест, где могут убить, берегись воды
и огня.
Не лезь на крутой берег. Летом и зимой на деревья
не влезай.
Садясь на землю, (под собой) посмотри,
отправляясь в путь, дорогу изучи.
Ночью по срочному делу из дома выходя, бери посох
и спутника.
Не спать ночью — это «грубый» (образ жизни), надо
спать.
Если не спал, на другой день постись и спи половину
времени.
Пьянство силы губит, горе и напряжение истощают.
Тем, кто много говорил, а также старым и напуганным
сезон роста растений «груб», ночи в эту пору коротки,
силы убывают, копится ветер;
им полезно спать днем и есть ««тяжелую» жирную
(пищу).
У других от дневного сна слизь увеличивается, тело
пухнет,
голова тупеет и болит, будут подавленность и
простуды.
Против увеличения сна нужны рвотные, пост и
женщины.
А против бессонницы — молоко, шо, чан, мясо, бульон,
втирание масла в голову и закапывание в уши.
Недопустимы противоестественные сношения, а также
с чужими (женщинами),
с уродливыми, беременными, утомленными и
больными.
Также нельзя сношаться во время месячных.
Зимой страсть усилена и число сношений не
ограничивается.
Осенью и весной можно через два дня, а летом —
раз в полмесяца.
В противном случае органы теряют силу,
появится головокружение и можно вдруг умереть.
Постоянные натирания маслом сдерживают старость,
подавляют ветер, поддерживают голову, ноги и уши,
тело делают легче, укрепляют, жир сгоняют, дают
тепло и огонь.
Но в чрезмерном количестве они нежелательны.
Старикам и детям, больным ветром и желчью,
натирания противопоказаны.
Сытая жирная пища зимой и весной,
также сильные натирания хороши для людей слизи.
Натирание удаляет слизь, способствует
переплавлению жира.
Это лучшее, что кожу делает чистой, а конечности —
крепкими.
Купание усиливает страсть, силу, увеличивает жизнь
и цвет,
смывает пот, грязь, запах, снимает усталость, удаляет
жажду и жар.
Но мытье головы горячей водой похищает волосы и
силу зрения.
Купание противопоказано при поносе от жара,
вздутии живота,
ма-жу, болезнях носа и глаз, чхам-па, а также после
еды.
Глаза имеют природу огня, вода им вредна.
От слезоточения барбарисовую кханда
надо капать в глаза через каждый семь дней.

наверх